+ /     

Биологический факультет БГУ - газета "Vita".    

32%

27-04-2012, 01:00 # Vita

Вопрос «Несовершенства образования» приобрел особую популярность, достаточно заглянуть на форум факультетского сайта, где разгорелась любопытнейшая дискуссия между преподавателями. Виной ли тому зимняя сессия или смелое выступление преподавателя Гродненского университета О.В. Созинова на конференции по проблемам высшего образования. Все, что можем предложить мы это статистику и несколько интервью, для того чтобы дать неравнодушным пищу для размышлений.


Сперва статистика:

Всего экзамены сдавало 1007 студентов. Сдали все экзамены с первой попытки 691 студент.

• на 9 и 10 – 24 человека

• на 6 - 10 – 247 человек

• на смешанные оценки – 417 человек

• на 4 и 5 – 3 человека

• неудовлетворительные оценки – 316 человек

Факты говорят сами за себя - на факультете 32% студентов не способны справиться с сессией с первого раза. А успешно усваивают все предлагаемые предметы только 2%.

Рассмотрим более подробно показатели абсолютной успеваемости (это отношение сдавших на положительную отметку к общему числу студентов на курсе (П+Б)) Мы привыкли считать, что с каждым годом уровень студентов все ниже. Сравните успеваемость первого курса в разные годы:

зимняя сессия 2007/2008 - 59% (нынешний 5 курс)

зимняя сессия 2008/2009 - 58% (нынешний 4 курс)

зимняя сессия 2009/2010 - 63% (нынешний 3 курс)

зимняя сессия 2010/2011 - 73% (нынешний 2 курс)

зимняя сессия 2011/2012 - 63% (нынешний 1 курс).

Интересна статистика по предметам и преподавателям. Так, самым «скупым» на высокие отметки оказался В. М. Юрин, суммарный средний бал по его предметам - 4,88

Но еще хуже биологи отвечают по небиологическим предметам:

• В.Н. Хвалюк – 4,2

• И.Е. Шиманович – 4,69

• Н.А. Ильина – 4,7

Самые высокие баллы получают у А.А. Жуковой – 7,17 (Популяционная экология) и по спецкурсам на кафедрах, там балл стремится к 9 у всех.

Самый низкий процент абсолютной успеваемости – 67, 4 % - по предметам (спецкурс и молекулярная биология), которые ведет Е.А. Николайчик. Естественно статистику Е.А. подпортили и недопуски к экзамену. Так же принципиальностью отличились:

• Н.П. Максимова – 75,4 %

• В.В. Лысак – 80,3%

• М.А. Титок – 81, 6%

• А.Г. Песнякевич – 82,2 %

Нельзя не отметить, что все выше названые - лучшие ученики Ю.К. Фомичева, а значит «правое дело» не забыто… К любимцам студентов явно можно отнести Л В. Камлюк (экология) - 100% успеваемость и В.В. Гричика (МПБ, экология) - 98, 7 %

Статистика вещь, конечно интересная, а вот мнение преподавателей и студентов о предложенных цифрах любопытно вдвойне.


 

Часть 2. Преподаватели

 

Речь о нашем отношении к учебе, о нашем отношении к сессии. Как ее видят те, кто вынуждены оценивать эту сторону нашей жизни? Конечно, невозможно и не нужно все обобщать и усреднять, ведь все мы разные! Но есть большинство и есть крайние. Мы поговорили с «крайними», а вы ищите истину


Наталья Павловна Максимова, зав. кафедрой генетики

Наталья Павловна, Вы принимали курс генетики у 3 курса, какое у Вас впечатление?

Впечатление от сессии двоякое. Порадовало, что многие студенты хорошо подготовились, видно хорошо работали в течение года. Особо порадовали экологи, пример классической студенческой группы. Они болеют за результат и сопереживают друг другу, так было в мое студенчество, когда каждый работал не только за себя, но и отвечал за группу. Получить «тройку» или «двойку» (по пятибалльной системе) было стыдно и унизительно.

С другой стороны, впечатления печальные. Я стараюсь донести до осознания студентов материал, но возникает чувство, что многим это не надо. Многим все равно, лишь бы получить диплом любым путем. Курс генетики я читаю много лет. Программа существенно не меняется, так как включает в себя классическую генетику и часть современной. Могу наблюдать в динамике уровень знаний студентов. Есть темы, которые раньше осваивались без проблем, сейчас - с трудом. Так, сложности у студентов с вопросами по механизмам мутаций, по структуре и функциям гена, нехромосомному наследованию. В этом году никто не смог рассказать молекулярные механизмы кроссинговера. Случались и вообще абсурдные ответы.

Случилось столкнуться со списыванием?

Что касается списывания, основная беда в том, что студентам не стыдно. Нынешний студент ничего не боится. Я бы вообще не принимала экзамен у тех, кто попался на списывании. Отношусь к обману негативно! Если студент обманывает преподавателя, то и потом, в жизни, сможет так же поступать без зазрений совести.

В чем Вы видите решение проблемы падения уровня подготовленности студентов?

Необходимо повышать конкурс на биологический факультет. Лицей БГУ создавался как школа для подготовки абитуриентов в наш университет, но 95% выпускников хим-био специализации поступает в медуниверситет. А ведь в лицее учатся лучшие дети Республики, там свои высококультурные традиции. Мы теряем лучших, и этот вопрос не решается. Нет соответствующей идеологии, родители не знают, что биология – это наука номер один.

В этом мы уступаем более развитым странам. Там в вузы идут после колледжа, имея серьезную базу. Они уже знают, что и где искать, и их обучение подобно творчеству. Преподаватели имеют возможность подавать материал в виде схем, а студенты умеют пользоваться серьезной научной литературой. У наших студентов базовая подготовка слабая. К тому же, они разбалованы тем, что есть изданные курсы лекций, и перед экзаменом больше думают не о знаниях, а о том, как пронести вспомогательные средства.

И поэтому я очень благодарна тем студентам, которые неравнодушны к учебе.

По вашему предмету один из самых низких показателей абсолютной успеваемости студентов, по этой причине мы обратились к Вам и Евгению Артуровичу Николайчику. У вас разные предметы и различные тактики, но студенты не справляются. Можете это как-то прокомментировать?

Есть различия между общим курсом и спецкурсом. Курс генетики является базовым. Дальше студентам предлагаются курсы, которые расширяют и развивают знания. Качество усвоения последующих курсов сильно зависит от того, какую базу они себе подготовили. Я стараюсь дать максимально необходимый материал. А вот Евгений Артурович может себе позволить давать схему, так как студент, освоивший курс генетики на третьем курсе, уже должен владеть базой для курса молекулярной биологии на пятом.

 

Евгений Артурович Николайчик, доцент, кафедра молекулярной биологии.

Евгений Артурович, вы принимали экзамен по молекулярной биологии у 5 курса и по спецкурсу у 4 курса. По итогам сессии по вашим предметам самый низкий показатель абсолютной успеваемости студентов. Как можете это прокомментировать?

Такая статистика в первую очередь является результатом недопуска большого числа студентов к сдаче экзамена. Недопуск вызван тем, что студенты не готовились к семинарским занятиям (или не ходили на них), не готовились к контрольной работе или были пойманы на списывании. Естественно, что у этих студентов и итоговая оценка никак не могла получиться высокой. Такой результат объяснить можно только нежеланием значительной части студентов учиться. Проблема не с моими (или чьими-то еще) курсами, а с подходом многих студентов к обучению в целом. Причем ситуация ухудшается. Пару лет назад меня удивляло, когда без пяти минут выпускники использовали термины "транскрипция" и "трансляция" как синонимы. Сейчас обычным является, например, утверждение о том, что ген состоит из 1,3 пары нуклеотидов. Такие "специалисты" диплом получать не должны.

Может, стоит обратить внимание на индивидуальные особенности поколения современных студентов? Какова ваша роль, как преподавателя?

Давайте исходить из того, что в геноме вида homo sapiens никаких новых особенностей за такой короткий срок закрепиться не могло. Ни за одно поколение, ни за два, ни за три. Следовательно, среднестатистическая особь этого вида по-прежнему в состоянии справиться с университетскими программами, которые не стали вдруг значительно сложнее. Наверное, есть проблема с общим уровнем школьного образования. Но недостатки школьного образования (которые, кстати, всегда были) легко исправляются на первом же курсе. Все, что нужно от студента - осознать требования и приложить некоторые усилия. Задача преподавателей – в первую очередь научить студента учиться. Как только студент поймет разницу между школой и университетом, все должно стать на свои места. А разница предельно проста – в университете за качество знаний отвечает в первую очередь сам студент. Университет создает оптимальную среду для обучения, но никто здесь не может (и не должен!) "учить", как в школе, через "не хочу" и "не могу". Сейчас, к сожалению, и на пятом курсе встречаются "школьники", за пять лет научившиеся только прогуливать "уроки" и виртуозно списывать. Почему-то все больше и больше студентов не хотят понять, что учеба – это работа, причем не самая легкая (но зато одна из самых интересных).

С облегчением доступа к информации роль преподавателя меняется и, возможно, несколько снижается. В средние века лекции университетского профессора были практически единственным источником информации, поскольку книги были малочисленны и очень дороги. Сейчас информации не просто много, она явно избыточна. Фактически основное, что от преподавателя требуется – выполнить функцию лоцмана, указав путь в этом океане. А лекция как пассивная форма получения студентом информации явно устарела. Самостоятельное активное изучение предмета (для чего сейчас есть все условия) гораздо продуктивнее.

Давайте посмотрим на нынешнюю ситуацию с еще одной стороны. Высшее образование не является обязательным. Никто не заставляет выпускника школы поступать в ВУЗ. Если такое решение все-таки принято, вовсе не обязательно поступать в лучший университет нашей республики. Сегодня есть много ВУЗов, в которых можно получить диплом биолога, и в Минске, и за его пределами. Везде будет чуть проще, чем в БГУ. Ведущий университет страны не должен оглядываться на слабых студентов, попавших в его стены по ошибке, а должен хранить свои лучшие традиции и ориентироваться на мировой уровень.

Все ли так печально с вашим предметом у студентов?

По-прежнему есть студенты, показывающие отличные знания на экзамене. По моим очень приблизительным оценкам их количество существенно не меняется из года в год. Но растет набор (без конкурса!), а вместе с ним и число случайных людей. На этот "балласт" приходится тратить все больше и больше времени, из-за чего заинтересованные в учебе студенты получают меньше внимания.

Я читаю различные курсы, причем один из них (Регуляция метаболизма) – уже более 10 лет. Раньше его свободно сдавали все, причем с первой попытки. Программа, естественно, за 10 лет немного поменялась, но она не стала сложнее. В рамках этого курса (да и большинства других) от студента требуется понимание процессов, происходящих в клетке. Проблемы есть именно с пониманием. Практически все, имевшие сложности на экзамене, даже и не пытались разобраться с предметом – или не учили его вовсе, или учили наизусть, как стихотворение в начальной школе, над смыслом не задумываясь. Раньше таких студентов попадались единицы, и то не каждый год. Так что вопрос не совсем корректен. Печально не у студентов с предметом, а наоборот.

Вы считаете, что студенты, дошедшие до вашего экзамена на 4/5 курсе, все же должны быть отчислены?

То, что считает по данному вопросу один доцент – не важно. Важно то, что написано в нормативных документах БГУ. А там четко указано, что экзамен можно пересдавать только два раза. И ничего не сказано о том, что на третьем курсе можно было бы пересдавать экзамен три раза, на четвертом – четыре, а на пятом – пять! Никаких действий кроме отчисления при неудовлетворительной оценке не предусмотрено. Я уверен, что строгое соблюдение университетом своих собственных норм способно очень быстро улучшить ситуацию, причем без значительного увеличения числа отчисляемых. Также могут помочь платные пересдачи и платные отработки лабораторных занятий, пропущенных без уважительной причины. Это повысит ответственность недобросовестных студентов, но никак не повлияет на остальных. За любую форму списывания нужно отчислять немедленно. Мне непонятна лояльность руководства университета в этом вопросе. Вообще отчислением, особенно на первых курсах, мы оказываем студенту услугу. Даем ему понять, что он не биолог, и даем возможность найти себя в другой области. Зачем тратить впустую 5 лет, чтобы потом ни дня по специальности не работать?!

Все чаще винят реформу: переход к тестовой системе, Вы поддерживаете?

Перманентная "реформа" образования действительно сказалась на его качестве. А тестовая система, заменяющая обучение тупой дрессировкой, наверное, нанесла наибольший ущерб. Однако никакие реформы, несовершенство учебного процесса и т.д. не помешают человеку получить качественное образование, если у него есть осознанное желание таковое получить, приложив соответствующие усилия.


Оксана Игоревна Губич, доцент кафедры биохимии

Как вы относитесь к своей работе в роли преподавателя?

Можно сказать, с любовью. Это очень важно – поделиться знанием, убедиться, что оно осталось с человеком. Правда, теперь все чаще и чаще нужно быть не только учителем, но еще и воспитателем, и в этом нет ничего плохого. В конце концов, не у всех студентов была возможность научиться тем или иным нормам поведения – большая часть людей ведет себя так, как им привычно, многие студенты приезжают из разных городов и городков, часто выходит, что рядом не находилось достойного примера для подражания. Нет смысла винить в чем-либо людей, если они попросту не знают, как поступить в той или иной ситуации. Студентов вообще нет смысла винить – их нужно и важно учить всему, что возможно, и это касается далеко не только книжных и практических знаний. Например, общению, взаимодействию с другими людьми и научить, и научиться не просто, а ведь это – необходимость.

Вы сейчас при выборе методики преподавания берете пример со своих учителей?

Так вышло, что и в школьные, и в студенческие годы повезло с учителями и наставниками, поэтому работать спустя рукава бессмысленно даже пытаться: слишком велика ответственность перед собой и перед другими. Довелось столкнуться и с очень плохими персонажами, и с очень хорошими. После общения с первыми стало ясно, чего никогда нельзя допускать, а вторые стали теми, на кого стоит равняться, за что им особая благодарность…

Какими вы видите нынешних студентов?

Студенты сейчас все равно хорошие. Конечно, общая тенденция – «год от года хуже» – не может не огорчать, но тем не мене заметна и другая: год на год не приходится, ребята то сильнее, то слабее, это явление отчасти похоже на «волны жизни». На кафедру биохимии как правило попадают ребята с очень сильной базой, но бывают группы, в которых студенты умны сверх меры, а бывает и так, что после объяснения смотрят полными ужаса непонимания глазами - и тогда нужно объяснить все по новой. Но разве это может испугать?

Чем вы руководствуетесь при выставлении отметки?

Всегда нужно помнить: когда в ведомость выставляется отметка, указывается дата и номер билета, а это значит, что именно в этот день такой-то студент был способен ответить на свои вопросы на такую-то отметку. Дни же и обстоятельства бывают разные, на любого человека могут обрушиться проблемы во время или накануне важного события, в течение сессии студенты порою испытывают сильный стресс или бывают изнурены из-за усталости от подготовки к экзаменам, в конце концов, может просто не повезти с билетом. Поэтому нужно понять, в чем дело, почему тот или иной студент не справляется с вопросами: или потому, что не пытался готовиться, или потому, что готовился, но впал в ступор, или потому, что у него что-то стряслось, а может, у кого-то просто недостаточно способностей для полноценной подготовки. Для того чтобы отметка была более адекватной, важно не просто оценивать качество знаний, необходимо также учитывать количество вложенного в работу труда.

А как вы относитесь к такому труду, как подготовка «бомб» или других «шпаргалок»?

Шпаргалка шпаргалке рознь. Если она написана самим студентом, значит, он потратил силы и время, значит, читал, изучал материал – одним словом, готовился. А вот если и в этом нелегком деле кто-то не постарался приложить никаких усилий – что же, весьма и весьма печально, ведь ни знаний, ни гордости за самого себя у такого человека не остается. Тем не менее хорошо относиться к «шпаргальщикам» что-то мешает – наверное, потому что за все годы обучения ни разу не пришлось прибегать к такому способу демонстрации знаний. Дело принципа.

Проверить же уровень владения материалом во время обучения не так уж и сложно. Отчасти для этого и призваны разного рода викторины и конкурсы, когда выявляются не просто знания, но также и ответственность студентов перед собой, перед командой.

А если бы вы заметили, что кто-нибудь списывает, могли бы решиться сразу отчислить?

Нет, конечно, отчислять студента за такую провинность, как списывание, тоже не нужно, слишком уж неравноценное наказание. Да и привело бы это лишь к жестокому отчислению студентов без разбора , но разве это хороший ход?

Стихийное отчисление в принципе ни к чему положительному привести не может, ведь пострадают те, кто ни в чем не виноват. Случись такое событие, одним из итогов было бы появление у студентов страха – это в лучшем случае, а в худшем кое-кто даже не понял бы, что произошло. Но если появляется страх, студент начинает нервничать, распылять свои усилия. Да и такие вещи, как наследственность или склад ума, никто не отменял: кому-то дано все схватывать на лету, а кто-то должен потратить больше сил и времени, кому-то легко даются одни стороны биологии, например, биохимия или молекулярная биология, а другим необходимо осязать предмет изучения, иметь возможность посмотреть на него под микроскопом или в бинокль. Тут дело не в том, умнее кто-либо или глупее, важнее понимать, для чего человек создан и на что способен. В конце концов, все мы разные.

Любому человеку нужно дать шанс получить образование, если он, конечно, этого заслуживает, поэтому и такой вопрос, как отчисление, необходимо рассматривать в каждом отдельном случае с учетом возможных обстоятельств. Кому-то учеба тяжело дается оттого, что именно в это время жизнь складывается не самым удачным образом – тогда нет смысла и в отчислении. Но, к сожалению, бывает и так, что стоит избавляться от «балласта», людей, откровенно не предназначенных для обучения в университете… Иногда видно, что у студента не идет учеба, потому что он попросту не на своем месте – таким нужно дать шанс попробовать себя в иной сфере. Кто знает, может быть, именно после отчисления человек найдет свой истинный путь?


Александр Леонидович Лагоненко, доцент кафедры молекулярной биологии.

Александр Леонидович, какие у вас впечатления от «общения» со студентами в рамках этой сессии?

К сожалению, нынче развелось много ленивых студентов. На одного работоспособного – с десяток отпетых лентяев, а ведь всех предупреждают заранее – готовиться надо, «молекулярщина» - дело сложное, за две ночи не поймешь и не выучишь. И все равно не слушаются, не читают!

Что для преподавателя Александра Леонидовича Лагоненко важно?

Преподавательская работа требует отдачи. Если ее нет, пропадает и желание работать. Ведь столько вкладывается сил, а студенты... Теперь уже начинает казаться, что нет смысла толком готовиться к занятиям – а зачем, если никому не интересно? Но ведь достаточно «зацепиться» за живые искорки в глазах двух-трех человек – и есть стимул проводить занятия на «отлично». Заинтересованного студента сразу видно, а с течением времени становится ясно, кто чего стоит. Иногда курсы в одно ухо влетают, в другое вылетают. Обидно.

А кто виноват и что делать, как думаете?

Сейчас студентов очень много, слишком, чересчур. Столько не нужно, от этого происходит девальвация высшего образования. Производится набор «по заниженной планке», а в итоге их невозможно заставить учиться. Нет, объяснить-то можно все и всем, тут уж помогает опыт работы с олимпиадниками, но вот то, что с некоторыми студентами университета приходится работать как со школьниками, признаться, обескураживает. Вполне вероятно, здесь может помочь отчисление, причем жесткое и репрессивное. Хотя бы от таких, кто твердит «мы платим за образование, а значит, университет нам должен», избавиться стоило бы… Но просто отчислением тут делу не поможешь – набор бы уменьшить, да и отбирать стоит лучших, ввести обязательные устные экзамены…

Ведь не должна же миссия преподавателя сводиться к простому «ну хоть что-нибудь вбить в голову», а сводится!

За шпаргалки – расстрел?

К списыванию и шпаргалкам отношение крайне негативное, но иногда можно закрыть глаза. Потому что даже оценка знаний порою сходится на точке под названием «а что с них возьмешь?» Но если кто-то попадется на использовании модных нынче наушников – занесение в очень черный список обеспечено. Стараемся в преподавании избегать таких отношений, как приязнь или неприязнь, но табу нарушать не стоит никому – тем более, «ушастых» при опросе вычислить очень легко.



 

Часть 3. Студенты

 

Можно долго гадать, «что себе думают эти студенты», но проще взять и спросить. Оккупировав угловой столик в буфете, я прикормила пирожными и чаем представителей всех курсов и узнала, как они впечатлены сессией.

 

Делитесь, как прошла сессия?

Первокурсник: Сессия для нас была… первой. Естественно было страшно: что это? как это?

Второкурсник: Для меня все прошло не так, как запланировал. Очень огорчил экзамен по английскому у Шиманской. Многие преподаватели ставили отметку, оглядываясь на отметки по другим предметам. Мое несерьезное отношение тоже повлияло.

Третьекурсник: Были экзамены, которые было сдавать легко. Генетика и микробиология требовали серьезной подготовки. Меня очень поразила система оценки в микробиологии, такого на предыдущих курсах не было.

Четверокурсник: Сессия была проще по сравнению с предыдущими курсами морально. Кстати, очень помог уже накопленный багаж знаний, полученный на предыдущих курсах.

 

Случалось получать отметку выше заслуженной? Что вы почувствовали?

Первокурсник: Случалось. После этого я была очень недовольна собой.

Второкурсник: Да, были случаи. Преподаватель был лоялен, но это потому что я активно работал в течение года. Мне было приятно, что преподаватель это учел.

Третьекурсник: Случалось и неоднократно, но это не из-за удачи. Чувствовал стыд, неудовлетворенность собой. Все равно было, только если предмет мне казался бесполезным.

Четверокурсник: Мне ставили выше, чем я заслужил. Но я претензий не имею, я доволен.

 

Нужно ли ужесточить наказание за списывание?

Первокурсник: За списывание следовало бы сразу на пересдачу отправлять. Это ведь невозможно, когда наушники орут на всю аудиторию. Это неуважение к преподавателю.

Второкурсник: Мне кажется, у нас много «левых» предметов. Зачем же загружать мозг лишней информацией? Все-таки, у мозга лимит есть. Но списанный экзамен всегда остается на твоей совести. Есть два варианта: студенты списывают осознанно и бессознательно. Стоит наказывать за бессознательное списывание - за наушники. Контроль должен присутствовать. Слабые должны отсеваться.

Третьекурсник: Наш менталитет этого не примет. У нас это не будет работать.

Четверокурсник: Думаю, стоит ужесточить наказание. Так будет честно. Все знали, куда идут.

 

Стоит ли отчислять студентов после 3 пересдач?

Первокурсник: Отчислять всех! Шансов дают предостаточно. Нужно поддерживать уровень. Может, так нам помогут правильно сориентироваться в жизни?!

Второкурсник: Как был на биофаке естественный отбор, так он и должен сохраниться. Иногда нужен повод отказаться от дальнейшего обучения.

Третьекурсник: Да, нужно отчислять. И строго подходить к оценке, упор делая на профильные предметы.

 

В чем вы видите предназначение преподавателя?

Первокурсник: Преподаватель должен работать на всю аудиторию, а не уделять внимание кому-то одному, давать дополнительную интересную информацию. Самообразование должно быть, но мы больше любим, когда нам рассказывают. :-)

Второкурсник: Мне кажется этот человек должен направлять и учить ориентироваться в области, которую преподает - что читать, что знать. Но и нам, студентам, нужно научиться самим получать информацию. Так получилось, что со школы атрофирован навык самообразования, надо себя заставлять думать самостоятельно. В жизни никто информацию тебе не разжует и в рот не положит.

Третьекурсник: Преподаватели должны доносить и излагать свой предмет на высоком уровне. Я заметил, что некоторые преподаватели приходят на лекции неподготовленными.

Четверокурсник: Всегда приятно поговорить с умным человеком. Важно, когда он что-то пояснит: есть вещи, до которых самому трудно дойти. Преподаватель не должен разжевывать материал, если надо я спрошу.

 

Ради чего вы учитесь? Что вас мотивирует?

Первокурсник: Ради будущего, ради себя. Если упустишь сейчас какую-то тему, потом будет сложнее.

Второкурсник: Я хочу добиться чего-то в жизни. Заниматься любимым делом и знать, что в этом что-то понимаю. Заниматься научным творчеством.

Третьекурсник: Чтобы в будущем стать ученым, поехать заграницу… Мотивирует интерес к предмету, особенно, если преподаватель хороший. Всегда ожидания высокие.

Четверокурсник: Ну, конечно же, я «хочу корочку». Я хочу делать то, что нравится. Поэтому, надеюсь, моя будущая работа будет для души, так как работа ради денег, кроме них, больше ничего не приносит.

 

А у вас есть пожелания, которые могут усовершенствовать процесс образования?

Первокурсник: Пожилым преподавателям стоит научиться использовать мультимедиа и запастись батарейками для лазерных указок. Хорошо, если бы что-то сделали с отоплением в поточных. И убрать рейтинговую систему. Она все портит. Либо привести ее к одному порядку по всем предметам, слишком все запутано.

Второкурсник: Мне нравится, как на новых специальностях (Микробиология и Биохимия) сократили курс ботаники и зоологии. Сократить бы и гуманитарные предметы. И Шиманская ломает детям психику, жить не хочется.

Третьекурсник: Добавить к экзаменам практическую часть.

 

Сессия прошла, ее результаты детально изучены. Деканат, преподаватели и студенты сделали свои выводы. Возможно, что-то изменится, это покажет время. Для меня эта сессия была последней. Трудно привыкнуть к мысли, что студенчество заканчивается, что я – почти специалист; еще чуть-чуть – и приду во взрослый коллектив, где придется отвечать самой, без подсказок, и держать марку университета. Как выпускник теперь больше задумываешься, как найти место по силам. Преподаватели, наставники, дали нам многое, помимо знаний по предмету они все же стали примером, мы иногда бессознательно, но будем равняться на них, вспоминать их мудрость.

И может, станется так, что тот, кто списал физику на экзамене, больше и не вспомнит о ее существовании, а тот, для кого «РНК – вещество, участвующее в метаболизме клетки», займет пост заведующего научной лабораторией, жизнь она такая. Нам показали где искать и как, если что-то понадобится, найдемся.

 

Катерина Тюркина

Светлана Лозюк


комментарии: 9



 Михаил   # 28/04/12, 00:26    
Хочется посоветовать детям со слабой психикой на занятиях по английскому сосредоточить все свои мысли на предмете. Учеба предполагает строгость, наказания, замечания, если же вы не учитесь, а отсиживаетесь на занятиях, то вам и кажется, будто вас унижают и "ломают вам психику".

 Светлана   # 29/04/12, 10:15    
Я не могу быть объективна, у меня английский вела другая преподаватель, вышеназванная только заменяла один раз. И было крайне неприятно когда она наорала на меня за то, что я зеваю на ее предмете, во время обсуждения новой кофточки студентки N.

 Михаил   # 29/04/12, 17:46    
Светлана, мне очень жаль, что у Вас осталось подобное впечатление от того занятия. Однако это не повод выказывать чье-либо предвзятое отношение к человеку в газете Vita. Это тем более не справедливо, поскольку Людмила Валентиновна великолепно преподает свой предмет.

 Светлана   # 29/04/12, 18:31    
Учитывая, что подобное "предвзятое отношение" традиционно возникает у ее студентов, не считаю нужным опускать этот момент. Не все же отмалчиваться?
Мало быть прекрасным специалистом в преподаваемой области, куда важнее уметь работать с людьми.

 Леонид   # 29/04/12, 20:39    
Михаил, желающим поболтать про Шиманскую - вот сюда http://bio.bsu.by/freak/viewtopic.php?t=78

 Злобарь   # 30/04/12, 08:56    
Не могу не отметить, что более бездарного "преподавателя" с хамским и предвзятым отношением к студентам мне еще встречать не приходилось.

 Светлана   # 30/04/12, 09:17    
Среди нынешних молодых преподавателей у нее есть способный последователь, так что от вышеназванной есть прок - студент готов ко всему.

 Михаил   # 27/12/15, 16:11    
Евгений Артурович Николайчик считает, что прав, а студенты после его практических занятий идут и просят поприсутствовать на практических у Лагоненко! К сожалению понятней от высокомерного отношения его курс не становится.

 Виктория   # 19/12/16, 19:41    
Александр Леонидович отличный преподаватель, наверное потому что человек он хороший, отзывчивый и справедливый. Все таки учитель - это не профессия, а призвание!

Напишите комментарий:

Ваше имя:   www:   mail:

Осталось  символов.  

Решите небольшую задачку:
 + 1 = 
      
Расписание 47 автобуса Расписание занятий Следуйте за белым кроликом...

 

Наверх Наверх Наверх 


На главную | © 2003-2019 Л. Валентович, П. Тумилович | Авторские права |